Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
На замену импорту

Эффективность работы АПК сегодня во многом зависит от его обеспеченности современной инновационной техникой и оборудованием. В условиях санкционного давления и нарушения логистических цепочек надеяться на импорт не приходится. В Самарском регионе работают предприятия сельхозмашиностроения, готовые предложить аграриям собственные разработки.

Там, за «Туманами»

У аграриев в чести «Туман» – самоходный многомодульный опрыскиватель и разбрасыватель всех видов минеральных удобрений и средств защиты растений. Эта машина незаменима на протяжении всего сельскохозяйственного сезона. Производит ее «Пегас-Агро». Он входит в топ-5 крупнейших предприятий по производству сельхозтехники на территории РФ. Сегодня на заводе создано производство полного цикла от собственного конструкторского бюро до выпуска готовой продукции. На конвейерах создаются три самоходные базы, которые комплектуются пятью сменными модулями, производится свыше 50 модификаций разной техники.

– По данным ассоциации «Росспецмаш», доля «Пегас-Агро» в общей структуре продаж опрыскивателей на внутреннем рынке составляет 24%. То есть каждая четвертая машина на полях, которая вносит удобрения или осуществляет химзащиту растений, произведена на нашем заводе, – сообщила Светлана Линник, гендиректор.

В день вместо трех машин шесть – такова арифметика участия «Пегас-Агро» в нацпроекте «Производительность труда». В 2018 году предприятие в него включилось одним из первых в регионе. И за это время внедрило несколько проектов: от пересмотра производственных линий до обучения персонала.

– Деятельность «Пегас-Агро» – яркий пример того, как мы достигаем технологического суверенитета. Техника, которая здесь производится, не только ни в чем не уступает зарубежным аналогам, но даже превосходит по соотношению цены и качества, по надежности. Здесь высочайший уровень технологических процессов, собственные IT-разработки, которые связаны с умным земледелием. Сами придумывают технику, сами организовывают производство – с постоянным применением мер бережливого производства, с постоянной нацеленностью на улучшение. Буквально масштабируют его, являясь сегодня абсолютным лидером в стране по производству такой техники и одним из крупнейших экспортеров, – отметил первый вице-губернатор Виктор Кудряшов.

Идеи из космоса

Связь с авиацией и космосом у «Пегас-Агро» не опосредованная, а самая что ни на есть прямая. Компанию создали бывшие выпускники Куйбышевского авиационного института, которые были увлечены малой авиацией. В сельское хозяйство они окунулись, когда начали проводить химобработку полей с воздуха. А в 2010 году разработали свою первую наземную машину. Тогда и перешли с небес на землю. Однако космический прицел в своих разработках сохранили. Четыре года назад проектно-испытательный отдел во главе с Романом Линником приступил к созданию своей электронной системы автоматического управления и навигации.

– Система позволяет в автоматическом и ручном режимах управлять секциями агрегата, чтобы минимизировать перекрытия, избежать двойного внесения препарата и снизить угнетение растений. Если включить подруливающее устройство и заехать на обработанный участок (на дисплее показано желтым), то секции начинают выключаться. А если выехать на необработанный (на дисплее показано зеленым), они снова автоматически включатся. Также система поддерживает норму внесения препаратов. Это позволяет механизатору не только качественно и точно проводить свою работу, но и следить за системой, – рассказывает руководитель отдела.

Приемник работает с разными спутниками и принимает сигнал с точностью 20–30 см в течение 20 минут. С поправкой RTK-станции максимальная погрешность машины составляет 4 см. На серийную установку собственной системы агронавигации на заводе планируют выйти уже в мае.

– У нас есть свои специалисты, свои лаборатории, мы добиваемся высочайшего качества. Показываем, что в России товар создается на лучшем мировом уровне. У нашей машины нет аналогов в мире. Локализация – 80%. Она уникальная. Весит 3,2 т. Вес самого легкого в мире после нее агрегата – 9,8 т. Нагрузка на поле, затраты на топливо – элементы, которые мы учли и сняли с себестоимости нашего пользователя, – делится коммерческий директор Анна Синицына.

Каждые два года в стенах завода рождаются новинки. На стадии разработки – «Туман-4». Развиваться «Пегас-Агро» еще есть куда. Сейчас здесь производят 1,2 тыс. машин в год. Однако расчетная мощность завода – 2,5 тыс. На нее планируют выйти к 2025 году.

Бережно и точно

Санкции не помеха умным технологиям на полях региона. На сельхозпредприятии «Орловка-АИЦ» Похвистневского района все производство на них построено. Уже семь лет хозяйство работает по природоподобным технологиям. Главные принципы – отсутствие механических обработок почвы, посев почвопокровных культур после ранних злаковых яровых. В дальнейшем готовятся к применению биологических препаратов.

– Главная задача – защита почвы от различных внешних факторов. К тому же таким образом мы способствуем увеличению плодородия, сохранению гумуса. У нас урожайность не хуже, чем в хозяйствах, которые занимаются традиционным земледелием, а по определенным культурам и выше. Но затратная часть ниже: меньше проездов по полю, меньше тратим энергоресурсов, – говорит Сергей Орлов, управляющий директор предприятия.

Важный элемент технологии – цифровая часть. В хозяйстве используют систему автоматизации управления «Агросигнал». На технике – агронавигация, с помощью которой здесь держат на контроле расходы.

– В зависимости от решения цифры варьируются от 10 до 20%. Например, автоматическое вождение за счет исключения пропусков и перекрытий позволяет повысить эффективность использования средств защиты растений, семян, удобрений от 15 до 20%. Если мы используем отключение секций на пропашных сеялках, то можем сэкономить от 3 до 7% на семенах. Это большие деньги, – отмечает гендиректор «Евротехника МПС» Владимир Орлов.

Система автопилотирования тракторов ускоряет весенние полевые работы в два раза. При этом качество не страдает. Механизатор Виктор Должников работает на бороновании. Уверяет – после него огрехов не остается: встроенная навигация не дает ошибиться.

– Здорово помогает. Уже не путаешься, в какую полосу заезжать. Ни промежутков, ни кривых рядков, ни наездов. Без навигации все равно виляешь. Автопилот по сигналу спутника вырисовывает поле. Выбираешь направление – и поехал. Если трактор начинает сносить, сам обратно выруливает. Раньше я разрывался: смотреть и вперед, на колею, и назад, на агрегат. Сейчас только слежу за бороной. Никогда не думал, что в тракторе буду просто сидеть, – улыбается Виктор.

Сложности не фатальные

В Самарском регионе много оборудования, которое ориентировано на прием сигнала с зарубежных спутников. Однако в новых экономических условиях эффективное использование разного рода навигационных систем может быть затруднено. Для достижения технологического суверенитета на базе регионального Минсельхоза два года назад была создана инициативная группа, куда вошли ряд предприятий АПК и образовательных, научных учреждений. Результатом стала дополнительная ориентация стационарных наземных базовых станций, которые расположены в каждом районе, на цели и задачи сельского хозяйства. С помощью них обрабатываются сигналы и подаются координаты с поправками на приемные устройства сельхозмашин.

– Получение таких сигналов было проработано как альтернатива приобретаемым импортным сигналам. Они дают очень хорошее качество на полях. Определили цену, по какой аграрии смогут приобрести у департамента через соответствующих дилеров. Сумма относительно импортного сигнала в пять раз дешевле. Но тут все не так просто. Мы понимаем, что приборы, которые были ранее куплены хозяйствами, заточены под тот сигнал. Сейчас их либо нужно перепрошивать, либо делать инжиниринговый ребрендинг. А это дополнительные значительные расходы. Поэтому на сегодняшнем этапе считаем, что такой переход экономически не выгоден. Но в случае возникновения таковой ситуации у нас уже есть готовое рабочее решение. В том числе для многих приборов, поставляемых в настоящий момент аграриям области, – сообщил Денис Герасенков, замминистра сельского хозяйства и продовольствия.

Способ доставки сигнала до сельхозмашин предлагает компания «Евротехника МПС», которая выпускает оборудование для точного земледелия. В ее линейке появилась новинка – система автоматического вождения Vektor.

– Преимущества мобильной базовой станции RTK в том, что ее можно переставлять, в течение 10 минут она настраивается. Поставили в любой точке поля, и можно раздавать сигнал с точностью до 2 см. Сигнал 60 спутников одновременно может принимать и от неподвижной точки раздавать на приемник трактора. Одна базовая станция обеспечивает работу неограниченного количества машин. Это выход из сложившейся ситуации. Поэтому переживать не о чем, нужно только работать на благо родины, на благо нашего региона, – уверен Антон Синельников, директор отдела продаж компании «Евротехника МПС».

Обеспечение АПК современной техникой и оборудованием на особом контроле главы региона Дмитрия Азарова. В этом году на модернизацию парка предусмотрено свыше 187 млн рублей. Оказывается поддержка внедрения цифровых решений в производство в виде возмещения 40% понесенных затрат.

Татьяна Давыдова

Фото: Евгений Литвинов

Рубрика:  Импортозамещение. Номер:  № 4 (294) апрель. Год:  2023.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf