Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Гончарных дел наставник

Гончарных дел наставник

В конце восьмидесятых техник-пчеловод Алексей Гаврилов, человек разносторонний и творческий, удивил многих односельчан, поступив в ЗНУИ – Заочный народный университет искусств на отделение станковой живописи и графики. Его друзья полагали, что он будет развивать пчеловодство и создаст свою пасеку, но молодой человек устроился в исаклинский межпоселенческий Дом культуры, а ровно двадцать лет назад основал на малой родине, в селе Новое Ганькино, гончарную мастерскую. 

Купеческого рода

Никто в семье нашего героя гончарством не занимался. Он из рода земледельцев и животноводов, а фамильные корни и вовсе уходят в купечество. Деды-прадеды Алексея родом из Нового Ганькино. Была в этой старинной деревушке купеческая семья Павловых. Они держали большую отару овец, торговали бараниной по всей округе, а бараний жир, который вытапливали в специальных чанах, пользовался популярностью далеко за пределами нынешней Самарской губернии и даже за границей. После октября 1917 года имущество купцов большевики национализировали, в результате чего сердце главы большого, успешного семейства не выдержало. Спустя много лет, в Великую Отечественную, погиб и дед Алексея Гаврилова. Вся его родня, включая родителей, весь советский период были колхозниками и тщательно скрывали свое происхождение.

После школы Алексей окончил Мензелинский сельхозтехникум, стал техником-пчеловодом. Профессия, достойная селянина, говорил его отец. Но творческая натура молодого человека требовала чего-то большего. Еще на школьной скамье он увлекся живописью и скульптурой, а потом из чистого любопытства попробовал себя в гончарном искусстве. Причем был самоучкой, практиковался по книжкам.

– Работая помощником пчеловода, я не афишировал свое увлечение, которому предавался в свободное время, но в деревне разве что-то скроешь – обо мне пошла молва, дошедшая до райцентра, и в конце концов Людмила Калиновская, основательница и руководитель исаклинского музея, увидела мои ранние изделия и стала всячески поощрять мое хобби. Фактически она стала моей творческой «крестной мамой». Именно с ее подачи я создал в родном селе гончарный клуб, – улыбается Алексей Гаврилов.

Завсегдатаями мастерской стали местные школьники. В начале нулевых интернет не был так распространен, как сейчас, про соцсети вообще никто не слышал, и на занятия слетались десятки ребятишек, вспоминает наш собеседник. Сейчас такого, конечно, нет, что огорчает мастера.

– Испокон веков на Руси гончарное ремесло считалось одним из основных. В дореволюционные времена в нашей стране было множество творческих артелей и гончарных мастерских. Работали художественные студии, владевшие секретами разных технологий замешивания глины. Скажу вам больше: у каждой такой студии или мастерской был свой фирменный почерк. Сейчас, конечно, все это кануло в Лету, но я стремлюсь сохранить старинную, традиционную для России профессию для молодого поколения с тем, чтобы люди в век высоких технологий не забывали своих корней, – утверждает специалист.

Он не одинок в своих суждениях. Не только дети, но и взрослые, интересующиеся гончарным ремеслом, по сей день нередко заглядывают к Алексею на индивидуальные мастер-классы, наведываются и единомышленники из Самары и Тольятти. Недавно из областного центра приезжали сотрудники одного из музеев. Но все-таки главные последователи сельского умельца – дети. Шестиклассницы местной школы Ольга Волкова, Полина Колесникова и Ульяна Грачева – одни из лучших воспитанниц Гаврилова.

Покрой кувшин молоком!

Школьницы занимаются с первого класса и уже освоили науку изготовления глиняной посуды и фигурок животных. А гончарное дело, признались девочки, выбрали из-за того, что оно развивает мелкую моторику, успокаивает нервы и вообще им интересно заниматься у «дяди Леши», работать с глиной руками и на станке, причем самодельном. Его собрал сам наставник. Есть и еще одна причина: кружки для ребят открываются либо рано утром, до занятий, либо вечером. Это не всем подходит, особенно если дети живут не в Новом Ганькино, а в соседнем Ганькином Матаке и «привязаны» к расписанию школьного автобуса. Поэтому мастерская, работающая днем, – выход из положения.

– Я приучаю детей быть терпеливыми, говорю им: если хочешь справиться с глиной – будь аккуратен и нетороплив. Действуй и не бойся ошибиться, экспериментируй, – повествует «дядя Леша».

И про эксперименты он заговорил не просто так. В старину, чтобы защитить глиняную посуду от влаги, мастера покрывали свои изделия молоком, которое запечатывало поры. Покрытый молоком сосуд обжигали в печи. Процедура эта называлась молочение. Чем жирнее молоко – тем лучше. А еще для прочности гончары нередко использовали пчелиный воск. Узнал об этих хитростях Алексей из старых книжек по гончарному делу, которые раздобыл еще в молодости. С пчелиным воском он пока не экспериментировал, что, как смеясь говорит сам, удивительно для пчеловода, а вот с молоком опыты ставил. Вместе с подопечными, конечно.

Изделия воспитанниц Гаврилова неоднократно завоевывали призовые места на различных районных творческих конкурсах и даже на ежегодной Поволжской агропромышленной выставке в Усть-Кинельском. Среди победительниц – главная помощница Алексея – его дочь Мария. Она уже сама может обучать гончарному искусству. Девушка продолжает совершенствовать свое мастерство, но признается: гончарство для нее исключительно хобби.

Одиннадцатиклассница мечтает поступить в Самарскую духовную семинарию и стать регентом церковного хора. Сейчас Маша с успехом выступает в художественной самодеятельности и поет в сельском храме. Гавриловы полагают, что древнее гончарное искусство вновь становится популярным, потому как дает увлеченным людям возможность ощутить прикосновение земли и создать нечто прекрасное своими руками. В планах мастера и его воспитанников – освоить изготовление крупных изделий. И дело не в квалификации, печь для обжига – вот в чем вопрос. Она небольших размеров, и в нее попросту не помещаются габаритные произведения. Поэтому если вопрос с новой печью удастся решить – появятся в гончарной мастерской села Новое Ганькино шедевры покрупнее статуэток и посуды, изготовленные воспитанницами с душой и любовью.

Андрей Введенский

Фото Марины Кафтайкиной

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 2 (304) февраль. Год:  2024.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf