Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
С неба на землю

К 2030 году Россия должна войти в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиационных систем, – такую задачу поставил президент России Владимир Путин в ходе визита на площадку научно-производственного центра беспилотных авиационных систем «Самара». Отрасль объявлена одним из ключевых государственных приоритетов и, начиная с 2023 года, развивается в формате национального проекта. В региональном агропромышленном секторе уже сложилась практика применения коптеров разных видов, а в будущем это станет таким же привычным, как мобильные телефоны и интернет. 

Беспилотники для аграриев

По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, в арсенале у предприятий регионального агропрома есть 24 тяжелых дрона, которые можно использовать для обработки полей. Легким беспилотникам счет не ведется, но известно, что технологию применяют повсеместно.

В нынешних условиях для аграриев проще привлекать для этого сервисные организации, имеющие необходимый пакет разрешительных документов. В Самарской области работают несколько операторов, крупнейший из которых – компания «Транспорт будущего», основанная в 2021 году по инициативе акционеров холдинга «ЭФКО», и сегодня развивается как независимое предприятие.

«Дрон-сервис», дочерняя структура ООО «Транспорт будущего», на сегодня имеет 40 бортов, но уже в ближайшие месяцы планирует увеличить беспилотный авиапарк втрое и обработать до 100 тыс. га самарской пашни за полевой сезон.

Аграрии давно поняли – обрабатывать поля с неба так же удобно и эффективно, как если сравнить полеты на авиалайнере с путешествием наземным пассажирским транспортом.

Самарский фаворит отечественного рынка

Научно-производственный центр в Тольятти создан в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Учредители – компания «Транспорт будущего», правительство Самарской области, «Платформа национальной технологической инициативы», технопарк «Жигулевская долина». Это инфраструктурная площадка общего пользования для резидентов-инноваторов.

Президенту России продемонстрировали участки разработки, сборки и испытаний беспилотных авиационных систем и уже готовые летательные аппараты вертикального взлета и посадки коптерного типа. Модификация С-80 для сельского хозяйства в сентябре 2024 года стала первым массовым дроном, получившим сертификат типа БАС.

Дрон предназначен для точечного внесения удобрений и средств защиты растений, обладает полезной нагрузкой 40 кг и способен обрабатывать до 18 га/час. Он сможет доставлять грузы до 20 кг на расстояние до 15 км.

С-80 получил высокую оценку на национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS, аппарат начнет работу в полях уже в этом сезоне.

Кадры решают все

Визит главы государства на предприятие уже назван историческим. Владимир Путин дал старт реализации новых подходов в подготовке специалистов и операторов БПЛА на основе системы непрерывного образования. Это ключевой для дальнейшего роста отрасли вопрос.

– Для развития отрасли беспилотных авиасистем нужны высокопрофессиональные кадры, их компетенции, знания должны отвечать целям технологического лидерства. Именно в такой логике нужно настраивать работу системы профессионального образования, вносить изменения в существующие и внедрять новые образовательные программы, – подчерк­нул президент страны.

Самарская область – одна из 30 пилотных областей – участников федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы». Всего в школах и учреждениях среднего профессионального образования региона работают 18 центров БАС, учащиеся осваивают компетенции в конструировании, моделировании, сборке и использовании беспилотных летательных аппаратов.

Возможностей научиться обращению с дронами станет больше. Сеть учебных заведений – участников расширяется, разрабатываются новые образовательные программы. Для проведения мастер-классов и лекций будут приглашать ведущих специалистов отрасли. Среди школ, колледжей и техникумов региона планируется организация соревнований.

Самарский регион выигрывает у других тем, что именно в Самаре расположен ведущий российский вуз авиационно-космического профиля.

Наши университеты

Первый в стране центр дополнительного образования в сфере БПЛА был открыт в самарском университете имени С.П. Королева. Это стало возможным после того, как в конце 2018 года в реестре профессий страны появилась строчка «оператор БПЛА». Новое направление быстро стало одним из самых популярных. А в 2020 году, во время пандемии COVID-19, в университете разработали уникальный тренажер для слушателей, объединяющий виртуальную реальность и реальный дрон.

Разработка позволяет учащимся с помощью интернета дистанционно подключиться к тренажеру, когда возможности тренироваться в полевых условиях нет. Позже тренажер стали использовать как испытательный стенд, и этот комплекс стал востребованным в других вузах и на предприятиях.

Вообще же тема беспилотной авиации в университете возникла задолго до того, как об этом стали говорить повсеместно. В 2013-м, когда на всю страну было всего пять-шесть организаций, которые использовали эту технику, начали появляться первые образцы беспилотных летательных аппаратов.

Сегодня получить профессию «оператор БПЛА» можно во многих учебных заведениях России, в том числе в Самарском государственном аграрном университете открыты курсы повышения квалификации по программе «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом в сельском хозяйстве».

Амбициозная задача – глобальное технологическое лидерство отечественной гражданской отрасли беспилотных авиационных систем открывает колоссальные возможности для профессиональной самореализации нынешних школьников и студентов. В ближайшие годы все компетенции, связанные с БПЛА, будут возглавлять топ самых востребованных. Это касается разработки, производства компонентов и комплектующих, сборки, программирования и сервиса беспилотников. Всего за год производство гражданских дронов увеличилось более чем в 2,5 раза. В ближайшее десятилетие предполагается рост как минимум в геометрической прогрессии.

Открытое небо

Еще не так давно каждый охотник за красивым видео мог относительно недорого приобрести дрон и спокойно созерцать красоты с высоты птичьего полета. Времена изменились, и то, что было дозволено, оказалось под запретом – по понятным причинам. Ограничение полетов – мера вынужденная, но вопросы безопасности не должны тормозить развитие отрасли.

Один из ключевых вопросов в повестке совещания, которое президент России Владимир Путин провел в Тольятти, – законодательное регулирование полетов. «Прежде всего необходимо скорее открыть небо для гражданских беспилотников», – так охарактеризовал глава государства стоящую задачу.

С 2023 года в Самарской области введен статус региона с экспериментальным правовым режимом для тестирования беспилотных авиационных систем.

Создаются новые технологии, продукты, товары в области БАС, но механизмы их использования законом пока не отрегулированы. Летать вольно БПЛА сейчас нельзя, нужно запрашивать разрешение за три дня до полета. И для того, чтобы отработать эти и другие нормы в правовом и техническом поле, некоторые регионы работают в режиме эксперимента.

Для опережающего развития отрасли, испытаний и массового производства новой продукции этого недостаточно. Предложение – установить новый класс воздушного пространства Российской Федерации для упрощенного использования беспилотными воздушными судами. Правительство России к 1 июня 2025 года готовит всю необходимую нормативно-правовую базу.

А уже к 30 апреля полеты дронов разрешат в тех регионах, где это оправдано по безопасности. Опыт по управлению беспилотной авиацией есть, и эти наработки будут распространять и на другие субъекты Российской Федерации. «Кто первый?» – на эту тему будет рейтинговое исследование, где создают лучшие условия для применения беспилотных систем. Разработать и внедрить рейтинг поручено участникам Национальной технологической инициативы.

Небо открывается не просто так, а с соблюдением жестких требований безопасности. Современные отечественные разработки, способные отличать «своих» от «чужих», уже есть, важно, чтобы они активно внедрялись. Задача выстраивать так называемую бесшовную архитектуру воздушного и космического пространства, где все объекты связаны и безопасно, эффективно взаимодействуют между собой.

Идем на взлет

Запуск беспилотной авиации в агропромышленном секторе зависит от многих факторов, в том числе от экономического. Полеты над полями – удовольствие недешевое, и рынок диктует свои условия.

Если компания «Дрон-сервис» увеличит авиапарк беспилотников вдесятеро, как это предполагается сегодня, услуги по обработке полей станут доступнее по стоимости, так прогнозируют в областном Минсельхозе. Законодательные изменения, о которых говорили на совещании в Тольятти, позволят избавить полеты БАС от бюрократической волокиты и сделать более мобильными.

Не менее важно другое: технологиям использования агродронов необходима доработка и уточнение параметров, требующие серьезной научно-исследовательской и испытательной работы.

Кроме того, стартует принципиальный федеральный проект «Кадры в АПК», и по мнению специалистов, будущих агрономов и животноводов необходимо в аграрном университете обучать искусству обращения с беспилотными авиационными системами. 

Олег Зверев

Фото Евгения Литвинова и ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Рубрика:  Событие. Номер:  № 2 (316) февраль. Год:  2025.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», февраль 2025

«Агро-Информ», февраль 2025
Скачать pdf