Принято считать, что представители творческой интеллигенции стремятся жить в больших городах, где есть возможности для развития, общения с коллегами, участия в масштабных проектах. Подобные стереотипы давно остались в прошлом, сегодня многие художники, поэты, писатели, музыканты переезжают в сельскую местность, где на фоне тишины и размеренной жизни рождаются настоящие шедевры. Благодаря государственным программам у них есть возможность проводить выставочную и просветительскую работу.
Уже на подъезде к дому художницы Ирины Соловьевой в селе Нероновка Сергиевского района становится понятно – место здесь благодатное. Проезжаем храм небесно-голубого цвета, сельские улочки, на которых пасется живность. Дом, в котором живет овдовевшая мастерица, похож на кукольный из детской сказки, двор весь в цветах – чувствуются уют и заботливые руки хозяйки.
Жители Нероновки этот участок улицы называют «прицепиловка»: дома расположены на окраине, размеренный уличный счет домов сбивается, они как будто прицеплены с края к главной дороге. Неудивительно, что живописцы выбрали для жизни и творчества именно это место, оно словно в другом мире, где нет шума, суеты, и все свидетельствует о первозданной красоте окружающего мира. Здесь как нигде хочется творить, создавать иную реальность, воплощенную в живописных произведениях искусства.
— Я сама по духу сельский житель, – делится Ирина. – В детстве в Удмуртии мы жили в сельском доме, были приучены к деревенской жизни. А потом 26 лет прожила на пятом этаже, но всегда знала – это временно, и мечтала о сельской жизни, в которой много преимуществ: природа, лес, огород, цветник, речка, грибы, ягоды, есть пространства для жизни и творчества, в том числе – потрясающие сельские пейзажи, с которыми интересно работать на пленэре. Здесь художник ближе к свету, вдохновению.
Надворные постройки, созданные руками супруга Владимира, которого не стало четыре года назад, сохраняют память о художнике, который всегда стремился к творчеству в любом его проявлении. Освоил новое для себя гончарное дело: гончарный круг, горн для обжига глины и небольшая летняя терраса напоминают об увлечении старинным народным промыслом. А большинство живописных полотен, которые создавали художники за годы совместной жизни, застать не удалось: многие из них были выставлены в новом музее «Сфера» в поселке Серноводск и стали третьим выставочным проектом во вновь открывшемся творческом пространстве. «Реальность и фантазия» – так назвали экспозицию, обозначая, что и то, и другое заслуживают особого внимания.
Музей «Сфера» и музейно-парковый комплекс «Серная жемчужина» были построены в Серноводске Сергиевского района в 2024 году. Такой подарок жители поселка получили благодаря федеральному проекту «Современный облик сельских территорий» – части масштабной инициативы по комплексному развитию сельских территорий. Открытие музея стало знаковым событием: жители села получили культурное пространство, где можно не только хранить историю, но и проводить полноценные художественные выставки, встречи, образовательные мероприятия. В рамках той же программы был проведен капитальный ремонт Дома культуры, Образовательного центра имени Героя Советского Союза В.В. Субботина, инженерных сетей, построено административное здание для МФЦ. Кроме того, для удобства жителей организован бесплатный доступ к сети Интернет с использованием линии беспроводной связи по технологии Wi-Fi.
Первая художественная выставка, организованная в музее «Сфера», называлась «Земляки» и состояла из работ живописца Александра Ахтямова. Вторая – «После боя» – была приурочена ко Дню Победы. Работа экспозиции «Реальность и фантазия» стартовала 14 июня и продлилась до 30 августа.
– Интерес к мероприятиям музея проявляют не только жители региона. В числе посетителей – многочисленные туристы, которые приезжают в курортный поселок на отдых и лечение. Отдельная площадка внутри музея – мастерская «Под куполом», в которой каждый может научиться чему-то новому: от айрис фолдинга и стринг-арта до росписи по камням. Миссию музея можно выразить в одной фразе: мы хотим быть культурным пространством там, где это действительно нужно. Для этого планируем развивать лекторий внутри музея, приглашать спикеров, – пояснил директор Серноводского художественного музея «Сфера» Виталий Старостин.
С творчеством супругов Владимира и Ирины Соловьевых знакомы многие и в Сергиевском районе, и в профессиональном сообществе. Владимир Петрович работал в школе учителем черчения и рисования, занимался оформительской работой и гончарным делом, преподавал на художественном отделении в Сергиевской школе искусств. Ирина Ленкимовна была художником-оформителем на предприятии нефтяников, а затем руководила студией изобразительного искусства в системе дополнительного образования. Творческий путь Ирины Соловьевой начался в детстве под влиянием отца – учителя рисования, который создавал для детей все условия, чтобы заниматься изобразительным искусством.
– У нас всегда были альбомы с самой хорошей бумагой, лучшие акварельные краски ленинградские, кисточки беличьи. Отец нам то глину замесит, то холстик натянет, чтобы маслом попробовали рисовать. Часто ездили в Москву, ходили по музеям, а дома всегда были книги с репродукциями картин известных художников, – рассказывает Ирина Соловьева о своей творческой юности.
Осознанный профессиональный выбор в пользу изобразительного искусства Ирина сделала после того, как выпускницей год проработала на заводе в Подмосковье, и поняла свое призвание. Поступила в Удмуртский государственный университет, где в студенческие годы познакомилась с будущим супругом Владимиром. Их союз длился 47 лет. Вместе они воспитали двоих детей, троих внуков и даже успели стать прадедушкой и прабабушкой.
На выставке в музее «Сфера» было представлено творчество художников во всем многообразии. Владимир предпочитал работать с маслом, занимался декоративно-прикладным искусством. Ирина работает в разных техниках: акварель, темпера, масло, роспись по ткани, рисунки карандашом, пером, тушью, пастелью. Жанры тоже разнообразные: портреты, пейзажи, натюрморты, иллюстрации. В ее коллекции работ много сказочных сюжетов, фантастических персонажей, цветов. Уже много лет Ирина не изменяет еще одному своему увлечению – глиняной игрушке. В сюжетах небольших фигурок –русские пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки. В ее сувенирных «Иванушках» и «Матренах» узнается почерк талантливого художника, легко читаются и «баба с возу – кобыле легче», и «пока баба с печи летит, семь дум передумает», и «гусь свинье – не товарищ», и «русский мужик долго запрягает, да быстро скачет», и «без труда не вытащишь рыбку из пруда». В умелых руках художника родились тысячи историй.
– Игрушки мои веселые, задорные, их мир наполнен солнечным светом и добрым юмором. Они смотрят на мир с оптимизмом, и таким же настроением заряжают своих обладателей. У меня они долго не задерживаются, их быстро разбирают на многочисленных выставках, где они побывали: кому в подарок, кому для настроения, – рассказывает мастерица.
Коллекцию под названием «Самара купеческая» Ирина Соловьева подарила Сергиевскому историко-краеведческому музею, где они находятся в постоянно действующей экспозиции. Источником вдохновения по сей день служат юмор да находчивость русских пословиц и поговорок, а также сельские жители, в окружении которых она живет уже шестнадцать лет.
Сначала с дипломом учителя изобразительного искусства Ирина Соловьева преподавала в школе в Удмуртии. Потом вместе с мужем переехали в Самарскую (тогда Куйбышевскую) область, в Рождествено, где на местной птицефабрике она стала художником-оформителем. Перебравшись в Сергиевский район, продолжила работать по той же специальности, но уже в нефтегазодобывающем управлении. Почти 20 лет преподавала в изостудии «Гармония» суходольского подросткового клуба. Сложно подсчитать, сколько ее учеников по окончании обучения пошли в профильные вузы по специальностям педагога, художника, дизайнера, архитектора, получив основы мастерства в той самой «Гармонии».
О том, чтобы переехать в село, вернуться к природе, простору и тишине, супруги мечтали все время. И вот однажды решились. Долго приглядывали себе новое место жительства, пока, наконец, знакомый не порекомендовал выставленный на продажу дом в Нероновке. Ирина сразу решила – то, что надо, и сегодня уже не представляет себе, что бы делала, оставшись в каменных джунглях. С удовольствием возделывает небольшой огород, собирает грибы и ягоды в лесу невдалеке от дома и продолжает творить. Сейчас Ирина Соловьева работает над новым живописным циклом «Прицепиловка» и ее жители», в котором создает характерные портреты соседей и образы ставшего своим села.
Олег Зверев
Фото Марины Кафтайкиной и из личного архива Ирины Соловьевой
Рубрика: Земля и люди. Номер: № 8 (322) август. Год: 2025.