Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Магия Жигулевских гор

Магия Жигулевских гор

Величественная красота гор во все времена завораживала человека. Художница Елена Ищенко по мотивам легенд и сказаний Жигулей создала свой проект «Лики Луки», в котором постаралась запечатлеть образы Самарской Луки посредством декоративно-прикладного искусства, графики и шелкографии. 

Горы зовут тех, чья душа им по росту

Кукла и Жигулевские горы – совместила несовместимое и получила произведение искусства. Работы Елены Ищенко, объединенные в проекте «Лики Луки», – это тот случай, когда одного взгляда на экспонаты не хватит. Их нужно разгадывать. В каждой читается связь мифа и реальности, человека и природы, современности и истории.

– Идея этой коллекции появилась исходя из двух ситуаций. С одной стороны, я здесь родилась и люблю этот край. У нас есть родительская дача в Жигулевских горах. Мы любим там бывать. Сама вижу эти красоты, и хочется, чтобы все узнали про них. С другой стороны, горы часто у людей ассоциируются с женскими фигурами. Плюс в фольклоре чаще всего хранительницами гор предстают женские образы, – объясняет мастер.

Елена Ищенко – художник, дизайнер, кандидат культурологии, член Союза дизайнеров России. Занимается творчеством и преподает декоративно-прикладное искусство и методику преподавания ИЗО в Поволжской академии образования и искусств, в которой является доцентом кафедры изобразительного искусства. Куклами увлекалась с детства. По мере взросления получила художественное образование, постигала дизайн. Лет восемь назад Елена вновь вернулась к куклам, но уже авторским. Первую сделала в 2016 году. Захотелось создать куклу-игольницу по примеру немецких мастеров. Позднее участвовала в выставках и делала разные кукольные композиции.

Созданию кукол по мотивам легенд и сказаний Жигулевских гор способствовал и подтолкнул проект «Тольятти легендарный», который стал победителем Президентского фонда культурных инициатив и был реализован в библиотеке культурного центра «Автоград». По словам художницы, куклы разработала в плотном сотрудничестве с учреждением – на основе подобранного ими материала.

– Коллекция первый раз была представлена в 2023 году. А в 2024-м пошла в народ. Она съездила в Ульяновск на IV Всероссийскую выставку кукол, миниатюры и стендового моделизма «Всю жизнь играем в куклы». Организаторы потом признавались, что для них это было вдохновением – тоже задумались, какие они, если представить в куклах. Кроме этого в Тольятти прошла выставка в отделе современного искусства ТХМ. Следующие два месяца коллекция экспонировалась в Музее актуального реализма. Также выставлялась на кукольной выставке в Самаре и представляла Тольятти на выставке «Самара», которая проходила в музее имени П.В. Алабина, – рассказывает Елена Ищенко.

Раскрывая смыслы

Главные экспонаты проекта «Лики Луки» – авторские куклы. По задумке Елены Ищенко их должно быть 14. Пока создано девять. Каждая индивидуальна – со своим характером, эмоциями, настроением, каждая – фрагмент легенд и сказаний о горе, которой посвящена. Одна предстает чарующей волшебницей, другая – сильной воительницей, третья – властной хозяйкой и так далее – они завораживают изяществом и таинственностью. В них собрано множество деталей, в которых передаются особенности культуры края, сокрыты глубинные связи с фольклором народов, населяющих его.

– Год понадобился на их создание. Больше, конечно, ушло на то, чтобы понять, какие смыслы вложить, как их упаковать вместе. Здесь же происходит пересечение многих моментов. Иногда зрители пытаются разглядеть национальные костюмы. Это тоже изучалось. Но невозможно было привязаться к одному костюму. Например, село Зольное – рядом гора Стрельная. Мы же не можем сказать, что в Зольном живут только татары или только мордва, или только русские. Все перемешано, – делится Ищенко.

Особое место в коллекции занимает кукла, созданная по мотивам Могутовой горы. Это вершина Жигулей – одна из самых крупных по размеру и является своеобразными входными воротами в Тольятти. Она как защитница города, который появился на другом берегу Волги.

– Как по М5 спускаемся к ГЭС, видим уступы, а дальше идет гора. По пути с дачи мне они все время виделись как женские колени. Для меня это было важно. Над всеми горами возникает женский образ, образ Хозяйки. На Урале Хозяйка Медной горы. Она у нас Хозяйка Жигулевских гор. Это прообраз калмыцкой княгини Анны Тайшиной, по прошению которой был основан город Ставрополь. Поэтому она такая гордая и независимая, – говорит художница.

В образе горы Стрельной присутствует воинственное начало, исходя из легенд и сказаний этих мест, связанных со Степаном Разиным. Кукла стоит на страже и вглядывается вдаль, у нее лук и колчан со стрелами. Автор в своей работе отобразила и другой факт – гора Стрельная каждую весну покрывается пострелами, первыми цветами. Ей близка по духу гора Светелка, но в ней больше силы, чем воинственности. В легендах ее описывают как девушку-богатыршу. И неспроста – она поворотная. Именно гора Светелка не дала пройти Волге прямо, и появилась излучина – наша Самарская Лука. С ней связано много исторических фактов – на нее поднималась императрица Екатерина.

– Поскольку на горе много тропинок, сделала косы, которые будто ведут к вершине. Исходя из фотографий, до 1914 года на ней была башня. Так как ее сейчас нет, она спрятана у куклы в руках, – разъясняет Елена.

В коллекцию вошла также еще одна кукла – Могутова гора, но с вершиной, на которой стоит фигура горного козла. И конечно, художница не могла не создать места притяжения туристов – Девью гору и Молодецкий курган – они представлены в паре. А вот гора Наблюдатель менее известная, но она самая высокая. И она тоже обрела свое место в коллекции. Мастер нашла способы передать, что она лесистая, на ней много ретрансляторов, и она до сих пор неизведанная. Несмотря на то, что Каменная Чаша не гора, а урочище, но и по ее мотивам создала куклу в виде лежащей девушки, которая охраняет чашу. Есть еще гора Ош-Пандо-Нерь, одна из самых маленьких, но с богатой историей. На ней когда-то стояла оборонительная крепость. В кукле это передано в головном уборе и в целом создается образ неприступной красавицы.

– Сейчас в работе гора Лепешка. Она оказалась достаточно сложной в исполнении. Есть легенды, что в 70-е годы там наблюдали эффект фата-морганы, когда в небе отразился город. Я ей сделала головной убор, который с одной стороны кокошник, с другой – город. И там будет зеркало (перекличка с отражением), – рассказывает художница.

В коллекцию войдут также куклы по горе Шишка, Монастырской горе. Есть задумки одну из них посвятить пещерам. Название «Лики Луки» не ставит узких рамок. Автор планирует в течение года завершить проект.

В единой экосистеме

«Лики Луки» – это выставочный проект. Поэтому коллекцию кукол эффектно дополняют другие работы Елены Ищенко. В первую очередь это графические рисунки-эскизы. Именно в них художница задавала идею, общий настрой, намечала контуры, потом развивала их в куклах. Увидеть горы, понять их расположение помогают фотографии.

– В планах еще сделать баннеры и установить за каждой куклой. На них будет обозначено место, где эта гора находится, историческая часть, расшифровка символов, атрибутов. Нередко на выставках можно наблюдать, как зрители умиляются куклам, но при этом не видят, что каждая из них несет. Поэтому требуется дополнительная информация, – делится задумками Елена.

Особый колорит создают изделия мастера, выполненные в технике шелкографии. Полотенца, чехлы на подушку – отдельное направление в ее творчестве, связанное с этносом, которое помогает прикоснуться к реальному быту народов края, и в своих сюжетах объединяют их культуры. Атмо­сферу Жигулевских гор, их ландшафт, флору и фауну воссоздают искусно выполненные фигурки. Это не просто звери или птицы, это элементы экосистемы. Даже на площадке, где животное расположено, отдавлены травы, чтобы создать ощущение, что это оттиск исторической окаменелости.

Художница признается: чтобы добиться правдоподобия, она экспериментировала, смешивала техники и материалы. Знатоки в ее работах разглядят и грунтованный текстиль, и печать, и лепку.

– Каждый проект – это повод освоения новых техник. С точки зрения верхней части кукол я довольна тем, что получилось. Примерно так и видела. А вот в основании хочется подставки деревянные добавить, расписать и некоторые отлить эпоксидкой, чтобы был кусок воды. А там будут отражаться или камни, или рыба, – фантазирует мастер.

Самарский регион в сувенире

В куклах Елены Ищенко отобразился характер Жигулевских гор – именно такими они могли бы быть, если бы ожили: где-то недоступные и таинственные, где-то нежные и романтичные, где-то чарующие и мистические, а где-то властные, царственные. Вершины, которые символизируют целый регион. Как раз создание сувенирной игрушки Самарского края – одна из идей мастера на перспективу.

– Материала уже много собралось. Хочется это все во что-то превратить. Я путешествую много и всегда обращаю внимание на сувенирную продукцию. Мне интересно, в чем люди видят ценность родного края, как они представляют свое место. Дельфины, черепашки, котики есть везде, а вот именно уникальность места… Хочу двигаться в направлении презентации нашего региона с точки зрения сувенирной продукции. Поэтому для меня этот проект выставочный, как для художника, и дизайнерский, как выход на сувенир, – говорит мастер.

Учить людей любить свою родину, свой народ. Куклы Елены Ищенко несут в себе сакральный смысл. В этих мистических красавицах воплощены история, нравственные идеалы, выражены представления о прекрасном, справедливости, мужестве и мудрости – тех качествах, которые всегда ценились и воспевались в культуре народом Поволжья. 

Татьяна Давыдова

Фото Евгения Литвинова и из личного архива Елены Ищенко

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 1 (315) январь. Год:  2025.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», июнь 2025

«Агро-Информ», июнь 2025
Скачать pdf