Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

История о том, как гусли изменили одну жизнь

История о том, как гусли изменили одну жизнь

Гусли – одни из самых древних русских музыкальных инструментов. Упоминание о них можно встретить в народных сказках и былинах. Гусли сами по себе незамысловаты, но их судьба непроста. Несколько веков назад они запрещались под страхом смертной казни и повсеместно уничтожались. Несмотря на это сохранились до наших дней. Сегодня, как и в давние времена, звучание этого инструмента задевает самые тонкие струны души и даже меняет судьбы людей. Виктор Табаков из Сызрани, услышав однажды гусли, решил посвятить их созданию свои время и силы. А не так давно и вовсе усовершенствовал их, придав новое звучание.

Путь к мастерской

Еще в школьные годы Виктор Табаков увлекался столярным делом и музыкой. Он с улыбкой вспоминает свой первый музыкальный инструмент, который сделал из старой лыжи и консервной банки, натянув на эту конструкцию струны из лески. Такому изобретению молодой человек тогда даже не смог придумать названия. «Это было ни на что не похоже», – говорит Виктор сейчас. Неудачный опыт не остановил школьника, и он попробовал делать гитары. Получались они для уровня подростка очень даже неплохо.

Со временем юношеское увлечение осталось в тени. Виктор поступил в художественную школу, потом было училище, несколько лет проработал художником-декоратором в драмтеатре, а позже и вовсе в сфере, далекой от творчества. Но он всегда старался честно следовать своим желаниям, с легкостью менял виды деятельности и искал свой путь. Однажды Виктор построил возле дома мастерскую, даже не зная, для чего она ему. Знал точно только одно: будет создавать в ней что-то своими руками. Ответ пришел через пару лет: надо делать гусли! Благо мужчина уже тогда увлекся музыкой – играл на гитаре, на фортепиано и блок-флейте.

Свои первые гусли мастер Табаков очень хорошо помнит. Опыта в этом деле у него совершенно не было, он просто нарисовал их на бумаге так, как представлял в своем воображении. Нарисовал и сразу же сделал. Звук у первых гуслей был хоть и не профессиональный, но очень приятный.

Виктор вспоминает, как много лет назад побывал на концерте известного гусляра из Москвы Любови Басурмановой. Тогда он остался в восторге от звучания инструмента, оно отпечаталось в его памяти и стало некой отправной точкой в увлечении гуслями.

– Много лет спустя я лично познакомился с Любовью, сейчас мы с ней дружим, сотрудничаем. А когда я только начинал, ни с кем из мастеров и гусляров знаком не был. Для того чтобы набраться опыта, купил билеты в Москву и поехал искать мастерские и мастеров, – рассказывает Табаков.

По случайному стечению обстоятельств Виктор в столице попал на фестиваль гусляров, где познакомился с будущими коллегами и многое узнал для себя. А в первую очередь овладел игрой на этом щипковом инструменте.

– Гусли – моя любовь, моя работа и дело жизни. Все, что я делал раньше, было преддверием к тому, чем занимаюсь сейчас. Вело к этому, – признается сызранский мастер. – Тяга к рисованию со временем ушла, но я иногда использую этот навык при создании инструментов. По заказу клиентов расписываю гусли. Сейчас я очень люблю работать с деревом. Кстати, после 8-го класса хотел пойти учиться на столяра, но меня тогда отговорили, и я продолжил учебу в школе. Кто знает, как судьба сложилась бы.

Волшебство гуслей и мастера

Изготовлением гуслей в своей музыкальной мастерской Виктор Табаков занимается уже около 15 лет. Он создает их, как говорится, на любой вкус и цвет: академические и народные, от семи- до 49-струнных, расписные и с отделкой. Для создания использует такие материалы, как ель, клен, бук. Закупает музыкальную резонансную древесину в специальных мастерских. А еще любит работать со списанными пианино, из них получаются отличные, качественные по звуку инструменты.

Гусли сызранского мастера прекрасны внешне и, самое главное, гармоничны по звучанию. Виктор Табаков не ленится переделать, если ему в результате что-то не нравится. Такой подход к делу завоевал доверие у многих музыкантов, в том числе известных.

– Любимый момент – когда все уже готово, остается натянуть струны и проверить гусли. Если что-то неудачно выходит, то переделываю. Есть мастера с математическим подходом, кто все высчитывает, выверяет, а у меня подход поэтический, если можно так сказать. А вообще в этом деле очень сложно что-то предугадать, потому что каждый кусок используемой древесины звучит по-разному, сочетание их между собой тоже дает разное звучание. Поэтому делаешь один и тот же инструмент, по одной схеме, но всегда получаются разные гусли, – говорит гусляр.

За 15 лет он создал уже более 300 инструментов. Они разъезжаются из Самарской области по всей стране и за ее пределы. Попадают в руки как новичкам, так и профессионалам, собирая положительные отклики.

– В первую очередь я узнаю, какой у клиента музыкальный опыт, какой инструмент ему нужен, какую музыку он будет играть на нем – академическую, народную или что-то другое. Когда начинаю работать в мастерской, стараюсь сонастроиться с этим человеком, думаю о нем. И руки сами ведут, делают гусли. Я, конечно, пока не достиг состояния, когда чувствуешь себя инструментом в руках высших сил, но к этому стремлюсь, – делится мастер. – Бывает так, что у меня изготовленный инструмент не вызывает особых эмоций, а клиент получает гусли и присылает восторженные отзывы. Это говорит как раз о том, что у меня все получилось.

Новая жизнь, новое звучание

Последние годы интерес к гуслям заметно растет. Все больше людей ценят и любят звучание древнего инструмента, все чаще учатся играть на нем. Есть мнение, что гусли своей музыкой способны благотворно влиять на сознание людей, вносить гармонию в окружающий мир. Они даже якобы будят русские души от забвения, возрождая в них память далеких предков.

Однако несколько веков назад на Руси планомерно уничтожали и гусли, и память о них. На щипковом инструменте запрещали играть и даже иметь его при себе, за нарушение закона могли лишить жизни. Гусли безжалостно истребляли: их сжигали в кострах, ломали на щепки. К счастью, искоренить полностью так и не удалось.

– В древности гусляр был средством массовой информации. Он играл и пел о том, что происходит в стране, передавал народу информацию, которая не нравилась властям. В XVII веке при патриархе Никоне уничтожали эти свободные СМИ. Гусли оказались под запретом, – рассказывает сызранский музыкант. – Вообще нужно признать, что мы мало знаем об истории своих предков, но сейчас настает новое время, и в нашу жизнь возвращается многое из того, что когда-то хотели искоренить и стереть из памяти.

Виктор делится, что ему приятно вносить свой вклад в возрождение гусельных традиций страны. Более того, с недавних пор кроме обычных гуслей он изготавливает и лично им усовершенствованные. Музыкант придумал для древнего инструмента хроматическую подставку, которая позволяет значительно расширить репертуар. Она закреплена на корпусе гуслей и напоминает гриф гитары.

– Мне захотелось сыграть на гуслях пьесу «Золушка» Алексея Архиповского, но на обычных это невозможно сделать, не хватает нот. По сути, гусли как пианино, но только без черных клавиш. А хроматическая подставка добавила эти клавиши в конструкцию инструмента, в результате добавились полутона. Такого я ни у кого не видел, у этого изобретения большое будущее, – считает мастер. К слову, он не приписывает эту идею себе, так как уверен, что он стал лишь проводником, взяв ее у вселенной. – Я согласен с Алексеем Константиновичем Толстым, который писал: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку», – цитирует поэта гусляр.

Некоторые музыканты уже опробовали усовершенствованные гусли Табакова и высоко оценили такое ноу-хау. Он и сам рад, старается разучить сложные композиции на своем новом инструменте. «Золушку» уже играет, пробует Баха. Хотя и признает, что все же творения этого композитора лучше звучат на органе. Свое изобретение сызранский мастер не собирается патентовать, он с легкой душой дарит его миру музыки, чтобы каждый мастер мог воспользоваться им, а русские гусли звучали еще волшебнее.

Наталья Грецова

Фото автора и из личного архива Виктора Табакова

Рубрика:  Народные промыслы. Номер:  № 12 (290) декабрь. Год:  2022.

Свежий номер «Агро-Информ»

«Агро-Информ», март 2024

«Агро-Информ», март 2024
Скачать pdf